Выставка "Река Догуаб". Художник Елена Асеева, куратор Светлана Дёмина в галерее Glubina

Выставка "Река Догуаб" посвящена истории Черкесии и являются частью проекта "Кавказская Атлантида". Проект “Река Догуаб“ — это серия работ из бумаги, пластика, лозы, а также видео и аудио. Каждая из работ раскрывает значение топонима, переведенного с черкесского языка на русский. В работах рассказывается история Западного Кавказа – и сказочная, и очень трагичная. Это реконструкция параллельного мира, который всё еще существует рядом с нами. Галерея GLUBINA, www.galleryglubina.ru

Искусство и культура 6+

“Чтобы начался новый расцвет поколений, должно преодолеть мифы о бессмертии и невозможности живым встать в ряд с мертвыми и вымершими.” (Донна Харувей)

Проект “Река Догуаб“ — это серия работ из бумаги, пластика, лозы, а также видео и аудио. Каждая из работ раскрывает значение топонима*, переведенного с черкесского языка на русский. В работах  рассказывается история Западного Кавказа – и сказочная, и очень трагичная. Это реконструкция параллельного мира, который всё еще существует рядом с нами, так как все времена пересекаются, переплывают друг в друга. Экспозиция построена по типу аудиовизуального рассказа, своеобразной книги, посвященной женщине автохтонных черкесских этносов, натухайцев и шапсугов, которые проживали в Геленджике и на Черноморском побережье Кавказа до окончания Кавказской войны. Сегодня в результате серии трагических обстоятельств XIX века их здесь больше нет и топонимы на черкесском языке – единственное, что напоминает о них. Женщина стала своеобразным молчаливым символом, незамеченным в этой забытой всеми страшной Кавказской  войне. Женские голоса всё еще слышны в лесах, долинах, они поют колыбельные песни, кормят животных, собирают в лесу хворост и прививают деревья, убирают салманные домики, выращивают виноград и поддерживают огонь в очаге сакли. Лес, птицы, горные реки, голоса природы, её музыка – на всех работах проекта.

Главными действующими лицами проекта являются время и место. Время не линейное, а одномоментное, где прошлое, настоящее и будущее пересекаются, где времени не существует, ведь искусство способно замкнуть время в себе. Работы на бумаге выполнены в виде женских платьев-топонимов. Тексты на стенах – названия черкесских аулов, которые не дошли до нашего времени и эти топонимы навсегда потеряны. Экспозицию сопровождает аудио-нарратив Бориса Тлюстена с переводом топонимов с адыгского (черкесского) на русский в сопровождении фольклорной музыки, музыки, написанной искусственным интеллектом, фрагментами Нартского эпоса адыгов и нарративом автора.

Автор обращается в своем проекте также к постколониальной и деколониальной теориям (Эдвард Саид, Гаятри Спивак, Александр Эткинд, Владимир Бобровников, Мадина Тлостанова и др.). Россия на Кавказ активно пришла в XIX веке и последствия Кавказской войны так и не были проанализированы, проработаны, не были сделаны выводы. Особенно важны сегодня работы по Кавказской войне Якова Гордина (“Кавказская Атлантида” и другие). Автор обращается также к теоретикам и практикам спекулятивного реализма, занимающимся художественными исследованиями (Рэй Брасье, Клэр Бишоп, Марк Годфри, Съюзен Зонтаг, Арсений Жиляев и др.), а также к исследованию Николая Эппле “Неудобное прошлое” и пытается понять, как прошлое влияет на современность и будущее, ведь умалчиваемая история разрушает реальность.

На внутренний смысл и идею данного проекта повлияли работы философа-космиста Николая Федорова, который полагал, что задача человечества — это воскрешение всех ушедших, а также превращение нашего дома, планеты Земля, в музей, а также “О понятии истории” Вальтера Беньямина, который считал, что не должно быть потерянного\зачеркнутого прошлого. Автор обращается к недавно изданной книге философа Влада Софронова “Положение мертвых”, который пишет о том, что вдохнуть жизнь во Вселенную и продолжить свое существование человечество может только воскресив ушедших и – в процессе воскрешения ушедших. Задача человека – не помощь себе и себе подобным по национальному, видовому, родовому признаку, а восстановление разрушенного человечества и больше, всей биосферы, на основах альтруизма, этики, любви, служения всем живущим и ушедшим, то есть на основах самопожертвования, анти-эгоизма, или вечных моральных принципов, заложенных во Вселенной и возведенных в правило. В этом также можно проследить некоторую параллель с моральным кодексом адыгов – Адыгэ Хабзэ – который в течение нескольких веков заменял адыгам (черкесам) религию, где основами являлись и являются человечность, мужество, честь, разум и уважение.

Научные консультанты проекта: Мадина Андреевна Хакуашева, доктор филологических наук (ведущий научный сотрудник КБИГИ),  Адыгэ Хасэ, Геленджик: Ачмиз Разиет Хаджимусовна, Пшибоков Адам Исмаилович, Тлюстен Борис Гиссович. Небиеридзе Тамилла Анатольевна – ст.научный сотрудник отдела фондов ГИКМ.

При поддержке Фонда Президентских Грантов 

Поделиться:

322 дня назад
15 июня 2023 19:00–21:00

Москва
1-й Сельскохозяйственный проезд, д. 3 +7(916) 684-02-49 info@galleryglubina.ru
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов