Выставка "Река Догуаб". Художник Елена Асеева, куратор Светлана Дёмина в галерее Glubina

Выставка "Река Догуаб" посвящена истории Черкесии и являются частью проекта "Кавказская Атлантида". Проект “Река Догуаб“ — это серия работ из бумаги, пластика, лозы, а также видео и аудио. Каждая из работ раскрывает значение топонима, переведенного с черкесского языка на русский. В работах рассказывается история Западного Кавказа – и сказочная, и очень трагичная. Это реконструкция параллельного мира, который всё еще существует рядом с нами. Галерея GLUBINA, www.galleryglubina.ru

Искусство и культура 6+

“Чтобы начался новый расцвет поколений, должно преодолеть мифы о бессмертии и невозможности живым встать в ряд с мертвыми и вымершими.” (Донна Харувей)

Проект “Река Догуаб“ — это серия работ из бумаги, пластика, лозы, а также видео и аудио. Каждая из работ раскрывает значение топонима*, переведенного с черкесского языка на русский. В работах  рассказывается история Западного Кавказа – и сказочная, и очень трагичная. Это реконструкция параллельного мира, который всё еще существует рядом с нами, так как все времена пересекаются, переплывают друг в друга. Экспозиция построена по типу аудиовизуального рассказа, своеобразной книги, посвященной женщине автохтонных черкесских этносов, натухайцев и шапсугов, которые проживали в Геленджике и на Черноморском побережье Кавказа до окончания Кавказской войны. Сегодня в результате серии трагических обстоятельств XIX века их здесь больше нет и топонимы на черкесском языке – единственное, что напоминает о них. Женщина стала своеобразным молчаливым символом, незамеченным в этой забытой всеми страшной Кавказской  войне. Женские голоса всё еще слышны в лесах, долинах, они поют колыбельные песни, кормят животных, собирают в лесу хворост и прививают деревья, убирают салманные домики, выращивают виноград и поддерживают огонь в очаге сакли. Лес, птицы, горные реки, голоса природы, её музыка – на всех работах проекта.

Главными действующими лицами проекта являются время и место. Время не линейное, а одномоментное, где прошлое, настоящее и будущее пересекаются, где времени не существует, ведь искусство способно замкнуть время в себе. Работы на бумаге выполнены в виде женских платьев-топонимов. Тексты на стенах – названия черкесских аулов, которые не дошли до нашего времени и эти топонимы навсегда потеряны. Экспозицию сопровождает аудио-нарратив Бориса Тлюстена с переводом топонимов с адыгского (черкесского) на русский в сопровождении фольклорной музыки, музыки, написанной искусственным интеллектом, фрагментами Нартского эпоса адыгов и нарративом автора.

Автор обращается в своем проекте также к постколониальной и деколониальной теориям (Эдвард Саид, Гаятри Спивак, Александр Эткинд, Владимир Бобровников, Мадина Тлостанова и др.). Россия на Кавказ активно пришла в XIX веке и последствия Кавказской войны так и не были проанализированы, проработаны, не были сделаны выводы. Особенно важны сегодня работы по Кавказской войне Якова Гордина (“Кавказская Атлантида” и другие). Автор обращается также к теоретикам и практикам спекулятивного реализма, занимающимся художественными исследованиями (Рэй Брасье, Клэр Бишоп, Марк Годфри, Съюзен Зонтаг, Арсений Жиляев и др.), а также к исследованию Николая Эппле “Неудобное прошлое” и пытается понять, как прошлое влияет на современность и будущее, ведь умалчиваемая история разрушает реальность.

На внутренний смысл и идею данного проекта повлияли работы философа-космиста Николая Федорова, который полагал, что задача человечества — это воскрешение всех ушедших, а также превращение нашего дома, планеты Земля, в музей, а также “О понятии истории” Вальтера Беньямина, который считал, что не должно быть потерянного\зачеркнутого прошлого. Автор обращается к недавно изданной книге философа Влада Софронова “Положение мертвых”, который пишет о том, что вдохнуть жизнь во Вселенную и продолжить свое существование человечество может только воскресив ушедших и – в процессе воскрешения ушедших. Задача человека – не помощь себе и себе подобным по национальному, видовому, родовому признаку, а восстановление разрушенного человечества и больше, всей биосферы, на основах альтруизма, этики, любви, служения всем живущим и ушедшим, то есть на основах самопожертвования, анти-эгоизма, или вечных моральных принципов, заложенных во Вселенной и возведенных в правило. В этом также можно проследить некоторую параллель с моральным кодексом адыгов – Адыгэ Хабзэ – который в течение нескольких веков заменял адыгам (черкесам) религию, где основами являлись и являются человечность, мужество, честь, разум и уважение.

Научные консультанты проекта: Мадина Андреевна Хакуашева, доктор филологических наук (ведущий научный сотрудник КБИГИ),  Адыгэ Хасэ, Геленджик: Ачмиз Разиет Хаджимусовна, Пшибоков Адам Исмаилович, Тлюстен Борис Гиссович. Небиеридзе Тамилла Анатольевна – ст.научный сотрудник отдела фондов ГИКМ.

При поддержке Фонда Президентских Грантов 

Поделиться:

591 день назад
15 июня 2023 19:00–21:00

Москва
1-й Сельскохозяйственный проезд, д. 3 +7(916) 684-02-49 info@galleryglubina.ru
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

По номеру с вами свяжется организатор

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов